Концерт в зале Чайковского

     23 января 2003 г. в зале им.Чайковского состоялся ставший уже традиционным ежегодный концерт Государственного симфонического оркестра п/у Понькина и гитаристов-солистов, на котором исполнялись произведения для гитары с оркестром. Солировали Алексей Зимаков и квартет гитаристов в составе А.Дервоеда, Е.Номеровского, Д.Нилова, Д.Татаркина.

     Алексей Зимаков взял на себя основную нагрузку концерта. Он солировал все первое отделение и половину второго.

     В начале концерта "сибирский гость" исполнил "Аранхуэз" Х.Родриго. Прозвучал он несколько бледновато, если учитывать и общий уровень этого музыканта, и ожидания слушателей, знающих этот уровень. Первую часть Алексей отыграл немножко неуверенно. Чувствовалось некоторое волнение. Но самый длинный пассаж всё равно получился блестяще. Однако временами создавалось впечатление, что Алексей играет "на автомате". Это, может быть, в чем-то даже хорошо - а именно в том плане, что всё звучит наработано, бессбойно. А плохо это потому, что чувствуется некоторая штамповка, словно на каждом концерте нам, слушателям, заводят одну и туже запись, сделанную когда-то Алексеем Зимаковым. Что касается второй части, то тему он сыграл лирично, музыкально, чисто. Здесь-то он и показал свою музыкальность и чувства, которые, вероятно, переполняли его на тот момент. Ощущалось, что музыкант играет с душой. Единственное, что мне не очень понравилось в этой части - это каденция. Кое-где была грязь, и немного не хватило звука для полной динамики. Весело прозвучала третья часть. Но если по темпераменту, динамике у Зимакова на тот момент уже стало всё получаться, то технически - пока не совсем: все пассажи были сыграны хорошо, кроме последнего; к сожалению, он прозвучал в этот раз нечётко.

     Затем Зимаков исполнил "Кампанеллу" Паганини в собственном переложении, и эта вещь была сыграна просто "на ура". Я никогда ранее не слышал исполнения произведений такого уровня сложности в таком темпе. Казалось, что это близко к пределу человеческих возможностей. Конечно, исполнитель где-то немножко "смазал", да и тема, на мой взгляд, прозвучала слишком быстро. И, если уж совсем решим углубляться в подробности, то неидеально прозвучали пассажи октавами. Но это всё придирки, идущие от моего занудного характера. На фоне блестящего общего впечатления такие неточности - это мелочь. В исполнении "Кампанеллы" Алексей Зимаков не только показал виртуозность и технику, но и то, что он очень хорошо чувствует стиль исполнения этого произведения. Казалось, что будто бы он на время перевоплотился в самого Паганини.

    После "Кампанеллы" Алексей сыграл "Интродукцию" и "Рондо Каприччиозо" К.Сен-Санса, также в собственной аранжировке. И вот тут уже всё окончательно стало на свои места, мы увидели привычного Алексея Зимакова: появилась чистота, скорость, темперамент, лёгкость. Что же касается "Фантазии на тему "Фауста" Ш.Гуно" Венявского, которой музыкант завершил свое выступление, то эта вещь прозвучала совсем не хуже предыдущей, а в чём-то даже и лучше. Это называется "Алексей поймал кураж". Особенно виртуозны были пассажи, которые прозвучали пиано.

    И все же основным недостатком игры Алексея был звук. Может быть, у него были плохо подпилены ногти, или были поставлены плохие струны? Впрочем, я уже отмечал, что звук - это не самое сильное место Зимакова.

    На этом концерте мы увидели Алексея Зимакова, не только, как исполнителя-виртуоза, но и как талантливого аранжировщика. Можно с уверенностью сказать, что имя Алексея Зимакова уже вошло в мировую историю гитары.

     В заключение был исполнен "Андалузский концерт" Хоакина Родриго для 4 гитар с оркестром. Лидирующую партию исполнял А.Дервоед. Первая часть концерта была исполнена очень чисто и музыкально; вторая часть фактически звучала, как соло Дервоеда под аккомпанемент всех остальных. Артем Дервоед, как всегда, продемонстрировал музыкальность, виртуозность, чистоту исполнения. Складывалось ощущение, что исполнитель досконально изучил каждый звук. Все пассажи получились просто идеально, кроме одного, самого длинного. на котором гитарист дал небольшой досадный сбой. Третью часть квартет сыграл просто блестяще. Задор, темперамент, безупречная сыгранность всех музыкантов донесли до слушателей настроение, которое хотел передать автор. И недаром публика долго не хотела отпускать музыкантов. После исполнения квартетом на "бис" небольшой пьесы современного автора, музыкантам пришлось выходить на сцену еще раз и снова исполнить третью часть "Андалузского концерта".

Михаил Слуцкий



© М.А.Слуцкий, 2003

Hosted by uCoz