Три волны в российском гитарном исполнительстве

    Те, кто ходил в школу в "застойные" годы, наверняка запомнили, с чего начинался каждый очередной учебник литературы: со статьи Ленина о трех периодах в русском освободительном движении, отрывок из которой заставляли учить наизусть. Некоторые фразы оттуда стали крылатыми ("декабристы разбудили Герцена", "страшно далеки они от народа"…)

    Ни в коей мере не пытаясь подражать "вечно живому", открываю публикации на моем сайте статьей, аналогия которой с упомянутой выше невольно напрашивается. Проведя некоторый анализ персоналий новейшей российской гитарной истории, я пришел к выводу, что имеют место три волны, три плеяды гитаристов, оставивших заметный след на ниве отечественной гитарной музыки. Я умышленно не беру в расчет старую, еще советскую гитарную элиту - об этом отдельный разговор. Я также не касаюсь тех, кто не принадлежит к классической, "академической" школе, хотя и здесь есть много интересных личностей.

    Условно возьмем за точку отсчета восьмидесятые годы.

    Именно к этому периоду относится появление первой волны больших российских гитаристов. К их числу относятся: всем известный Александр Фраучи, Сурен Мирзоян, Александр Мартынов, Вадим Кузнецов, Анастасия Бардина, Юрий Нугманов и другие. Иными словами, это гитаристы рождения конца 50-х - начала 60 г.г. В начале девяностых о себе заявляет следующая, вторая плеяда: это Е.Финкельштейн, А.Зимаков, В.Чебанов, Д.Татаркин, И.Подольский, родившиеся в начале семидесятых. И, наконец, третья волна, "золотая молодежь": А.Дервоед, Д.Нилов, Д.Илларионов, В.Домогацкий, Е.Номеровский - те, кому сейчас 22-25 лет и кто заявил о себе в самые последние годы.

    Если посмотреть на возраст этих гитарных плеяд, то прослеживается вполне определенная закономерность. Очевидно, что группы талантливых гитаристов появляются с частотой в 8-10 лет.

    Рассмотрим каждую из этих трех волн, их особенности, поразмыслим о том, что их объединяет, а что наоборот, попробуем сделать выводы.

    Первая группа выглядит очень необычно, в ней каждый гитарист - яркая индивидуальность. А.К.Фраучи - воспитанник старой школы. По сути, первым, и основным его учителем был его отец, Камилл Артурович. В его игре очевидны достаточно высокий уровень техники, академизм, чистота. Но безусловен также и недостаток музыкальности. Его исполнение может прозвучать блестяще, но в нём будет мало музыки, мало искренности. В некотором роде аналогичны достоинства и недостатки игры В.Кузнецова. С.Мирзоян и А.Мартынов - те как раз обладают качествами, которых не хватает Фраучи. У них есть чувство музыки, порыв, темперамент. Но если Мартынов где-то отстаёт от Фраучи по тому, что мы называем академизмом, да иной раз и по технике, то Мирзоян сочетает в себе и то и другое. Анастасия Бардина очень талантлива, но иногда её игра кажется мне детской: заведомо берутся неиграбельные темпы, неточный ритм. Хотя в её игре нужно отметить прекрасную динамику и отличную фразировку, особенно в исполнении пьес Павлова-Азанчеева, других русских композиторов. Что касается Юрия Нугманова, то у него много несомненных достоинств. Его выгодно выделяет среди других гитаристов то, что он создал свой неповторимый репертуар, создал свои переложения и обработки. Он, безусловно, музыкален, техничен, хотя не всегда идеально, но у него есть один недостаток - это его звукоизвлечение. Может быть, сказываются слишком длинные ногти, но, несмотря на то, что звук у него громкий, по тембру он не очень красив.

    Второе поколение, вторая волна гитаристов выглядит наиболее мощной. В России появились ранее невиданные виртуозы, такие как Зимаков, Чебанов. Гитаристы именно этой плеяды впервые по-настоящему вышли на международный уровень, они занимали первые места на самых престижных международных конкурсах. Алексей Зимаков еще в 1992-м получил Гран-при на конкурсе в Майами, исколесил - и покорил! - всю Америку, выступал с успехом он и в Европе. Величайший композитор Хоакин Родриго, услышав в исполнении Зимакова своё самое знаменитое произведение для гитары, концерт "Аранхуэз", сказал, что так и предполагал идеальное исполнение этого концерта. Я лично неоднократно слушал этого исполнителя. Это действительно уникальнейшее явление. Практически все произведения в его исполнении звучали просто эталонно. Бытует мнение, что у него техника идет в ущерб музыкальности, другие говорят, что у него некрасивый звук... С первыми осмелюсь не согласиться - Зимаков, на мой взгляд, очень музыкален, а вот что касается звука - это, безусловно, не самое сильное место Алексея, но откровенно некрасивым его назвать нельзя. В России много тех, кто музыкален и у кого красивый звук, а вот такой техники нет ни у кого. Ещё в игре Зимакова нужно отметить стабильность. По моему мнению, это один из самых ярких исполнителей на сегодняшний день. Вадим Чебанов в какой-то степени двойник Зимакова. У него примерно тот же репертуар, примерно тот же уровень техники. Но вот в ком не хватает музыкальности, да и стабильности, так это в нём. Интереснейшее явление - Евгений Финкельштейн. Свой неповторимый звук, своя манера исполнения, свой репертуар. Е.Финкельштейн стал, безусловно, лучшим исполнителем многих современных композиторов (Кошкин, Беляев, Руднев).

    Теперь о третьей волне, третьей плеяде. На мой взгляд, среди молодых явные лидеры - это Дервоед и Нилов. Артем Дервоед в какой-то степени объединил все лучшие качества российских исполнителей. Я бы назвал его оптимальным гитаристом. У него прекрасная техника. Возможно, по скорости он и уступает Зимакову, но по чистоте игры - вряд ли. У Артема очень хорошее звукоизвлечение. Он всегда показывает отличную динамику. Всё время фантазирует с тембрами. Надо отметить и артистизм исполнителя. Случается, зрители буквально засыпают на концертах, где играют авангардную музыку, но только не на концертах Артёма Дервоеда. Он просто захватывает зрителя музыкальностью и пониманием музыки. Но к моему удивлению, я неоднократно слышал нелестные мнения о Дервоеде, т.е., я бы сказал, диаметрально противоположные моему, причём даже и от профессионалов. Честно говоря, я, наверное, не смогу понять, что же в игре Артёма Дервоеда могло вызвать у одного гитариста оценку "Какой ужас!" (буквально!). Есть один маленький минус в его игре - это отсутствие стабильности, но я думаю, что с возрастом у него она появится. Что касается Дмитрия Нилова, то это, безусловно, очень интересный исполнитель. Он играет очень чисто, в общем-то, технично. Чувствуется высокий академизм. Но вот если в игре Дервоеда есть и голова, и сердце, то в игре Нилова пока только голова. Не могу не упомянуть Дмитрия Илларионова. Безусловно, это хороший гитарист. У него оригинальный репертуар, порой требующий определенной смелости от исполнителя. Но у него многого не хватает. Прежде всего - звука, иногда его просто не слышно. Техника у него хорошая, но пассажи иногда звучат нечетко. Может быть, я что-то упустил или недопонял в игре Дмитрия Илларионова. Победы на международных конкурсах, очевидно, весомее моего мнения.

    Итак, рассмотрев самые яркие персоналии трех поколений новой российской гитарной музыки, можно сделать вывод, что вторая волна, условно говоря, "те, кому за тридцать", выглядит в целом наиболее сильно и ярко. Молодежь, опять же в целом, пока смотрится не столь убедительно, "сорокалетние" же отстают по многим позициям. Прорыв, совершенный российской гитарной школой в конце восьмидесятых - начале девяностых, когда заявили о себе гитаристы второй волны, не имел аналогов ранее, не превзойден и по сей день.

    Однако если рассмотреть отдельно лидеров, "хедлайнеров" каждой из плеяд - а таковыми я бы назвал Нугманова, Зимакова и Дервоеда, напрашивается оптимистичный вывод, что яркие личности появлялись и будут появляться на нашем гитарном Олимпе, и не так уж и отстала наша молодежь от своих "старших братьев".

    "А что же дальше?" - спросите Вы. А дальше, надеюсь, закон цикличности, подмеченный мной, сработает и в этот раз. А то "мертвый сезон" как-то затянулся… Увы, те, кто идет непосредственно за третьей волной, в том числе и ровесники А.Дервоеда, мягко говоря, не дотягивают… Я полагаю, что в ближайшие год-два нам следует ждать появления четвертой волны российских гитаристов. Скоро должны заявить о себе те, кому сейчас 14-16 лет, и имена их пока широко не известны.

    Но это уже совсем другая история.

 

Михаил Слуцкий



© М.А.Слуцкий, 2003

Hosted by uCoz